Верхняя одежда

Тога
Тога являлась знаком римского гражданина. Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу, а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась.
Несколько разновидностей тоги:
    Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы.
    Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
    Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
    Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
    Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
    Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
    Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.

Туника
Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники, у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин.
Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами, которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине. У всадников: 1­-2 узкие пурпурные вертикальные полосы, примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы, около 10 см шириной и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

Стола
Стола являлась особой формой женской туники с короткими рукавами (иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб) разноцветных ярких плащей или своего рода туник, который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания.

Нижнее бельё
Женщины часто носили две туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника.
Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку.
   
Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща. Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом и напоминал македонскую хламиду.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой.

Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Более всего ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел.
Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца.
Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь. Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины.

Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос, которые пришивались к одежде, использовались также нашивки в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.
Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего.  Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты (тем более, что на красном кровь была менее заметна).
Обувь делилась на сандалии, ботинки и сапоги. Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями.

Головные уборы
Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон. Капюшон прикреплялся к плащу или же прямо набрасывался на плечи. Шерстяную шапку вольноотпущенников, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко, за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца.
По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это могло быть покрывало, укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки.

Украшения и аксессуары
Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца, украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы, серьги (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты, в том числе и надевавшиеся на плечо, и ожерелья с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток и цепочки на бёдра. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг, который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц. Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: «Используй (его) счастливо» (лат. utere felix) или «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь» (лат. amo te merito).

Аксессуары
В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:
    «пояс»
    «перевязь», а у солдат ещё и «портупея», поэтому выражение «положить перевязь» означало «выйти в отставку».
    «повязки», которые женщины носили на груди, а также вокруг ног.
    «шейные платки». Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты.
    «передник»
    «набедренная повязка у борцов»