Уголовное судопроизводство касалось уголовных преступлений в римской империи. К ним относились главным образом следующие:
- государственная измена,
- казнокрадство,
- вымогательство,
- подкуп (или вообще недозволенные средства) при соискании должности,
- насилие вообще, возбуждение мятежа, противодействие властям, незаконное употребление оружия и т. п.,
- убийство вообще, а в частности - умышленные: отравления, убийство близкого родственника и др.,
- подделка монет или документов, лжесвидетельство, нарушение присяги и т. п.
Наказания за уголовные преступления состояли в лишении жизни, свободы, права гражданства и состояния, а также и в денежном штрафе. Степень наказания зависела от характера преступления и общественного положения подсудимого. Смертной казни обвиненные могли избежать, добровольно удаляясь из отечества в изгнание. Кроме того, существовало наказание в виде исключения из римской общины, заставлявшее осужденного оставить отечество, так как, оставаясь на родине, он считался вне покровительства законов и мог быть убит каждым безнаказанно.

В Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: осуждение на борьбу с гладиаторами и дикими зверями, на каторжные работы в рудниках и в соляных копях, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти, сожжение заживо за умышленный поджог или кражу из храма, обезглавливание, причем в Римской империи для этого применяли меч. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни. Для казни аристократов применялось зачастую тайное удушение или самоубийство под надзором. Удушение веревкой никогда не совершалось публично, только в темнице в присутствии ограниченного количества людей. Со временем удушение веревкой вышло у римлян из моды и в период правления Нерона уже не применялось. В качестве привилегии знатным римлянам порой позволяли самим избрать себе способ казни или уйти из жизни без посторонней помощи.

Утоплением каралось поначалу отцеубийство, а затем и убийство матери и ближайших родственников. Приговоренных за убийство родственников топили в кожаном мешке, в который зашивали вместе с преступником собаку, петуха, обезьяну или змею. Считалось, что эти животные особенно плохо чтят своих родителей. Топили и за другие преступления, но лишали при этом осужденных компании животных.

Распятие считалось позорной казнью, а потому применялось для рабов и военнопленных, а также для бунтовщиков, изменников, убийц. В случае убийства хозяина дома все проживавшие в доме рабы вне зависимости от пола и возраста подлежали распятию.
Широко использовалась и казнь путем отсекновения головы. Путем отсечения головы осуществлялась в римской армии и так называемая «децимация» - казнь каждого десятого по жребию, высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии. Назначалась обычно за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство. При децимации наказываемое подразделение разделялось на десятки, независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей, иногда путём забивания камнями или дубинками. Оставшиеся в живых солдаты также наказывались: в их рационе пшеница заменялась ячменём, им запрещалось спать внутри лагеря. Также применялись центезимация - казнь каждого сотого человека по жребию и вицезимация - казнь каждого двадцатого по жребию.

У жриц богини Весты имелась привилегия. Они имели право освобождать от смерти преступников, если те на пути к месту казни встречались с ними. Правда, чтобы было все по-честному, весталки должны были поклясться, что встреча носила непреднамеренный характер. Однако для кого-то встреча с весталкой могла стать роковой. По улицам весталки передвигались в носилках, которые несли рабы. И если кто-нибудь прошмыгнул под носилками жрицы Весты, то он должен был подвергнуться смертной казни.
Жрицами Весты становились девушки из знатных семей, они давали обет целомудрия и безбрачия до достижения 30-летнего возраста. Их было в Риме всего шесть, и они составляли коллегию весталок. Однако наряду с некоторыми правами на них налагались и серьезные обязанности, нарушение которых было чревато для них самих смертной казнью, порядок которой описал Плутарх:
«… потерявшую девство зарывают живьем в землю подле так называемых Коллинских ворот. Там, в пределах города, есть холм, сильно вытянутый в длину. В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нем ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас необходимых для поддержания жизни продуктов – хлеб, воду в кувшине, молоко, масло: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств. Осужденную сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплетами, что даже голос ее невозможно услышать, и несут через форум. Все молча расступаются и следуют за носилками – не произнося ни звука, в глубочайшем унынии. Нет зрелища ужаснее, нет дня, который был бы для Рима мрачнее этого. Наконец носилки у цели. Служители распускают ремни, и глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простерши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит ее на лестницу, ведущую в подземный покой, а сам вместе с остальными жрецами обращается вспять. Когда осужденная сойдет вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землею до тех пор, пока поверхность холма окончательно не выровняется. Так карают нарушительницу священного девства».

Если во времена Республики основной целью наказания было возмездие, то в период Империи его целью становится устрашение. Появились новые виды государственных преступлений, которые были связаны с особой императора - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д. Еще более ярко стал выражаться сословный принцип наказания. Рабов стали наказывать чаще и жестче. Законом, принятым в 10 году н.э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь.
В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а позже в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений.